Приёмная: (8332) 53-04-65
Адрес: 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

РАЗДЕЛЫ

Научная, аналитическая и инновационная деятельность

Главная » Деятельность » Научная, аналитическая и инновационная деятельность

Научная и инновационная деятельность в Институте в 2019 году:

В связи с майским Указом Президента России В.В. Путина от 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в нашей стране разработан национальный проект «Образование».

В Кировской области утверждены региональные паспорта по 8 проектам нацпроекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность». Три паспорта были разработаны Институтом: «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность».

Проекты реализуются комплексно, в них вовлечены все типы образовательных организаций и все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители, а также работодатели и представители общественных объединений.

ИРО принимает активное участие в реализации указанных проектов, назначены ответственные за реализацию проектов:

  • «Создание современных школ в Кировской области»;
  • «Развитие региональной системы дополнительного образования детей в Кировской области»;
  • «Поддержка семей в Кировской области, имеющих детей»;
  • «Создание цифровой образовательной среды Кировской области»;
  • «Учитель будущего Кировской области»;
  • «Повышение конкурентноспособности профессионального образования в Кировской области»;
  • «Организация непрерывного образования в Кировской области»;
  • «Развитие социальной активности в Кировской области».

В 2019 году Институтом развития образования Кировской области была разработана проектная документация и подготовлена конкурсная заявка на получение средств из федерального бюджета в рамках проекта «Учитель будущего».

Заявка получила поддержку Министерства просвещения Российской Федерации. Уже в 2021 году в регионе будут созданы центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов как самостоятельное юридическое лицо и центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников как структурное подразделение ИРО Кировской области, а в 2022 году – еще один центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников как структурное подразделение Омутнинского колледжа педагогики, экономики и права.

Основные результаты и показатели комплексного подхода реализации национального проекта «Образование».

Реализация национального проекта в регионе позволит к 2024 году:

  • в 100% школ внедрить новые методы обучения и воспитания, современные образовательные технологии
  • обеспечить доступность дополнительного образования для 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет
  • создать 90 консультационных пунктов для родителей  (законных представителей) детей дошкольного возраста по вопросам воспитания детей;
  • создать в 100% образовательных организаций современную и безопасную цифровую образовательную среду;
  • включить 50% учителей общеобразовательных организаций, в  национальную систему профессионального роста педагогических работников;
  • создать центр опережающей профессиональной подготовки;
  • оснастить 50 мастерских современной материально-технической базой по одной из компетенций;
  • в 50% организаций, реализующих программы СПО, проводить итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена;
  • увеличить охват граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования до 70 тыс. человек к 2024 году;
  • вовлечь 80% обучающихся в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций.

В 2019 году Институт продолжал научно-методическое сопровождение процесса регионализации образовательных организаций Кировской области.

С 5 по 8 ноября 2019 года состоялось представление деятельности стажировочной площадки в рамках обмена опытом по реализации эффективных моделей управления сетью образовательных организаций. Представители Кемеровской, Новосибирской, Московской, Мурманской, Томской областей, республик Марий-Эл, Удмуртии и Камчатского края изучали успешный опыт Кировской области по реализации инновационной государственной модели управления сетью образовательных организаций в регионе.

В Кировской области данная модель активно реализуется с 2018 года. На данный момент в рамках проекта в области функционируют 58 государственных школ, 47 из них являются опорными.

Опорные школы и профильные ресурсные центры оказывают всестороннюю поддержку образовательным организациям в части проведения различных мероприятий, стажировок, мастер-классов, дистанционного обучения. Институт развития образования Кировской области выполняет научно-методическое сопровождение проекта.

В рамках стажировки участники из регионов РФ посетили опорную стажировочную площадку на базе лицея № 9 г. Слободского и кировский Центр дистанционного образования детей, где изучали финансово-экономические механизмы и организационно-управленческие схемы реализации модели управления сетью образовательных организаций.

Также стажеры побывали в муниципальной средней школе № 7 г. Слободского, не вовлеченной в проект.

На итоговой аттестации участники стажировки обсудили риски и перспективы дальнейшей реализации проекта, возможность выбора данной модели в регионах РФ.

Ключевым заданием стало – создание и защита проекта дорожной карты при переходе на предложенную модель управления системой образования в своем регионе.

В ходе стажировки состоялась встреча с министром образования Кировской области Ольгой Николаевной Рысевой, которая отметила, что модель передачи школ в областную собственность работает успешно, она становится более управляемой. 

В системе СПО Институт активно включился в реализацию Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Кировской области.

Реализация региональных проектов в рамках национального проекта «Образование» отражается в деятельности федеральной инновационной площадки (тема «Сопровождение профессионального роста педагога в рамках реализации инновационной модели управления образовательной организацией»),статус которойИнституту был присвоен в 2018 году приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 № 318 «О федеральных инновационных площадках». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.12.2019 на основе годового отчета Института статус федеральной инновационной площадки был продлен. 

Напомню, проект призван обеспечить потребности областной системы образования в квалифицированных педагогических кадрах в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, национальной системы учительского роста, повышение профессионального уровня руководящих и педагогических работников.

Важной составляющей в профессиональном развитии педагогов является система аттестации. За 2019 год всего было аттестовано 3800 педагогических работников, из них на высшую квалификационную категорию – 1914, на первую – 1886. Следует отметить, что по планам Министерства просвещения Российской Федерации 2020 году в стране должна быть внедрена новая система аттестации.

При участии Института в методической подготовке педагогов к профессиональным конкурсам Всероссийского уровня в 2019 году достигнуты хорошие результаты:

Корзунина Анна Сергеевна, учитель английского языка Лицея г. Кирово-Чепецка, стала победителем в специальной номинации «За бережное отношение к живому великорусскому языку» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019»;

Меньшикова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог Слободского колледжа педагогики и социальных отношений, стала победителем в номинации «Виртуозное мастерство школьного психолога» в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»;

Урванцева Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы школы №5 г. Слободского, заняла 3 место в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» в рамках Всероссийского этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».

В 20-ку лучших учителей Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2019» вошла тифлопедагог школы для обучающихся с ОВЗ «Хрусталик» г. Кирова Людмила Валерьевна Городинская.

Для оказания методической помощи поддержка общеобразовательным организациям, которые ввели изучение немецкого языка в качестве второго иностранного Институт на протяжении трех лет на территории региона реализовывал международный проект «Немецкий – первый второй иностранный». 

В проекте этого периода общее количество школ, принявших участие, составило 63, из них по годам:

  • 2017 – 20 школ;
  • 2018 – 22 школы;
  • 2019 – 21 школа.

В рамках проекта проводились обучающие мероприятия для детей, родителей, учителей немецкого языка и руководителей общеобразовательных организаций.

С целью разработки инновационных моделей управления образовательной организацией Институт осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок.

В соответствии с распоряжением министерства образования Кировской области региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры является Институт развития образования Кировской области.

В настоящее время наблюдается качественное развитие региональной инновационной инфраструктуры, повышается активность участия региональных площадок в представлении результатов инновационной деятельности на региональном и федеральном уровнях. Так, в 2017 году статус региональной инновационной площадки имела 81 образовательная организация, в 2018 – 96, в 2019 уже 104 организаций.

Основными направлениями деятельности площадок являются:

  • разработка и внедрение современных моделей управления образовательных организаций;
  • развитие региональной модели непрерывного образования и профессионального роста педагогических кадров образовательных организаций Кировской области;
  • развитие механизмов взаимодействия системы образования, государственных структур и др.

ИРО Кировской области в 2019 году курировал деятельность 79 ОО по 80 проектам.

Следует отметить, что 7 областных общеобразовательных организаций с 2018 по 2020 годы под кураторством Института являются региональными инновационными площадками по теме «Опорная школа как ресурсный центр по созданию условий для организации единого образовательного пространства муниципалитета».

Научными руководителями (консультантами) со своими региональными инновационными площадками были проведены такие мероприятия как областная научно-практическая конференция «Опыт создания образовательной среды по повышению финансовой грамотности обучающихся», научно-практическая конференция «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом в условиях реализации ФГОС», областные семинары «Научно-методическое сопровождение личностного роста обучающихся на основе ВСОКО» и т.д.

Результаты инновационной деятельности образовательных организаций находят свое отражение и на страницах издаваемого Институтом периодического научно-методического журнала «Образование в Кировской области», а также в публикуемых методических сборниках и рекомендациях.

Результаты деятельности региональных инновационных площадок представлены методическими рекомендациями, электронными пособиями, дидактическими материалами, сборниками практических материалов, обобщающими деятельность РИП:

  • Внутренняя оценка качества результатов УУД обучающихся
  • Формирование и развитие универсальных учебных действий как условие реализации ФГОС общего образования
  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
  • Развитие социального партнерства в решении проблем воспитания школьников
  • Реализация системно-деятельностного подхода в организации общего и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Межрегиональный педагогический конвент «Информатизация образования: взгляд в будущее»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Организация комплексного сопровождения  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Межрегиональная научно-практическая конференция «Опыт сетевой организации инклюзивного профессионального образования»; областные научно-практические конференции: «Цели и ценности начального общего образования в условиях ФГОС начального общего образования», 46-я областная научно-практическая конференция «Природно-социальный комплекс как условие развития естественнонаучного и географического образования», 46-я областная научно-практическая конференция «Технологии обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды», 3-я областная  научно-практическая  конференция «Инновационные процессы в физико-математическом и информационно-технологическом образовании», «Формирование толерантной среды к лицам с инвалидностью и обучающимся с ОВЗ» и др.

С целью межведомственного взаимодействия с министерством финансов Кировской области каждый квартал проводились онлайн-уроки по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

Помимо этого, Институт стал организатором площадок по проведению в регионе экономического и этнографического диктантов, в которых приняли участие школьники, студенты, педагоги образовательных организаций и сотрудники Института.

Также в 2019 году функционировало 11 методический площадок, целью которых являлось развитие научно-методических, информационных и организационных условий для повышения качества общего образования в Кировской области.

Основными направлениями взаимодействия с регионами Российской Федерации является развитие научных и инновационных процессов в сфере образования: сотрудничество в проведении научно-практических конференций, конкурсов, семинаров и др.; курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников.

В течение 2019 года в Институте проводили мероприятия и участвовали в курсах повышения квалификации ведущие российские издательства: «Просвещение» (семинар «Шахматы в детском саду и школе»), «Российский учебник» (Семинар «Формирование, контроль и оценка метапредметных результатов»), «Экзамен-Медиа» (Семинар «Современные технологии воспитания младших школьников»), «Русское слово», «Бином», «Академкнига/Учебник» и т.д.

В рамках соглашений представители Института и организаций-партнеров также принимали участие в конференциях, семинарах, вебинарах и др. мероприятиях.

Так, в 2019 году в Республике Абхазия кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования Института развития образования традиционно организовала проведение ежегодного методического лагеря «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

По состоянию на 31.12.2019 Институтом были проведены 29 плановых (из них 12 ежеквартальных и 4 полугодовых) и 27 внеплановых мониторинговых исследований:

  • Анализ работы организаций по противодействию коррупции в подведомственных министерству образования организациях;
  • Мониторинг повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей подведомственных министерству образования организаций;
  • Реализация регионального проекта «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям в Кировской области» (ТОП-50);
  • Потребность работников образовательных организаций в повышении квалификации (в разрезе типов образовательных организаций и должностей работников, в том числе не связанных с педагогической деятельностью);
  • Количество аттестованных и прошедших квалификацию (за последние 3 года) руководящих и педагогических работников образовательных организаций Кировской области и др.

Для качественного выполнения мониторингов необходима более тесная связь с методистами, ответственными в муниципалитетах или образовательных организациях, с целью более оперативного разрешения возникающих вопросов.

В 2019 году подготовлены различные аналитические материалы:

  • Аналитические материалы для совещания с экспертами и муниципальными координаторами в рамках лонгитюдного исследования;
  • результаты исследования качества дошкольного образования в рамках проекта Рособрнадзора,
  • анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, итогового сочинения (изложения),
  • анализ ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Кировской области;
  • анализ по итогам социально-психологического тестирования обучающихся и рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях;
  • аналитические материалы по результатам проведения оценки эффективности деятельности областных государственных образовательных организаций и др.
  • Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий.
  • Учебно-методические пособия и методические рекомендации, рабочие программы по учебным предметам в электронном виде направляются в отделы образовательных округов, муниципальные органы управления образования; распространяются через курсовую подготовку педагогов.

Одним из основных видов деятельности Института является научная и инновационная работа.
Направления научной и инновационной работы в 2017 году:
научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
развитие инновационно-проектной деятельности Института во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств;
развитие инновационной деятельности образовательных организаций региона;
мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования региона.
В рамках научной и инновационной работы сотрудниками Института решались следующие задачи:
обеспечение научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего профессионального образования;
научное обоснование и разработка технологических решений, актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение системы оценки качества образования и др.;
научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области;
проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.);
обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.
По данным на конец 2017 года доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 52,8 % от общего числа ППС.
Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в институте работают 7 сотрудников. Предполагаемые сроки защиты 2018-2021 гг.
Одним из ключевых направлений деятельности руководства Института является создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития ППС, в том числе и повышение квалификации.
Приоритетными направлениями повышения квалификации для ППС являются: постоянное обновление теоретических и практических знаний сотрудников; совершенствование методических умений и навыков; овладение новыми педагогическими технологиями; приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы с педагогами; совершенствование педагогического мастерства и компетенций; получение преподавателями дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные задачи в системе образования региона.
Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Институте в условиях введения и реализации ФГОС были созданы условия для распространения инновационного опыта, выявления и изучения лучших образовательных практик, обмена идеями, находками, приемами работы посредством проведения конференций, фестивалей, семинаров, вебинаров, конкурсов, олимпиад и других видов мероприятий.
За 2017 год кафедрами Института подготовлено и проведено 210 мероприятий всероссийского, областного и межрегионального уровней:
20 научно-практических конференций;
76 семинаров;
8 форумов, фестивалей, чтений;
39 вебинаров;
50 конкурсов, олимпиад;
17 других мероприятий,
в которых приняли участие около 2300  руководящих и педагогических работников региона.
Проявляя заинтересованность вопросами сопровождения ФГОС и стремлением обменяться опытом в данном направлении, сотрудники Института приняли участие в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней, организованных другими учреждениями (38 мероприятий международного уровня, 62 – всероссийского уровня и 64 – регионального уровня).
Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий. В 2017 году кафедрами Института подготовлено и издано 83 наименований работ общим объемом 503,2 п.л. Общий тираж изданий составил 6577 экз.
Развитие системы оценки качества российского образования – одна из основных целей его модернизации. Большое внимание в Институте уделяется разработке инструментария и сопровождению оценочных процедур в ОО.
Сегодня особенно значимой стала работа по созданию и совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях. Преподаватели Института разрабатывают технологии и инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что позволяет согласовать и организовать внутреннюю и внешнюю оценку качества образования в соответствии с требованиями современной системы оценивания.
В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2017 году на кафедрах Института функционировали 12 творческих лабораторий.
В Институте создан Консультационный пункт по научно-методическому сопровождению ФГОС всех уровней образования.
Одним из ресурсов реализации ФГОС является региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования, созданное в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и научно-методическом сопровождении ФГОС, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования.
Институт организует деятельность по сопровождению региональных проектов, таких как «Создание региональной системы учительского роста»; «Научно-методическое сопровождение оценки качества дошкольного образования»; «Реализация требований ФГОС НОО к достижению и оценке метапредметных результатов освоения обучающимися ООП НОО»; «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Кировской области»; «Научно-методическое сопровождение педагогов по реализации ФГОС и предметных концепций»; «Управление качеством результатов основной образовательной программы»; «Организация деятельности школ, находящихся в сложных социальных условиях»; «Воспитание и социализация личности в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов» и др.
Ориентация учреждений среднего профессионального образования на такие инновации, как появление новых перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50), разработка и обновление федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, развитие моделей практикоориентированного (дуального) обучения, независимой оценки квалификаций выпускников СПО, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена актуализируют потребность в комплексном научно-методическом сопровождении региональной системы СПО.
Среди приоритетных направлений Института сегодня выступает поиск и разработка новых форм и содержания профориентационной работы, разработка моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и дальнейшего сопровождения трудоустройства выпускников.
Для реализации инновационной и проектной деятельности в образовательных организациях Институтом обновляется концепция работы с муниципальными методическими службами; организуется работа с административными командами образовательных организаций; посредством чего выявляются профессиональные дефициты педагогов области. Кафедры Института организуют тьюторское сопровождение педагогов, занимаются проектированием индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога.
В 2017 году Институт активно сотрудничал с организациями других регионов и зарубежных стран.
Международными партнерами Института являлись Международное сообщество педагогов «Образовательная галактика Intel», Международное сообщество учителей немецкого языка как иностранного, Управление образования г. Гудаута республика Абхазия, Научно-просветительский центр «Холокост» ( г. Москва).
В течение 2017 года осуществлялось межрегиональное сотрудничество с 33 организациями из 12 субъектов РФ, в том числе:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»;
ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»;
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет «СТАНКИН»;
ООО «Лаборатория Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» инновационного центра «Сколково»;
ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» и др.
Проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связана с подготовкой педагогов к реализации нововведений.
Организационными компонентами инновационной структуры региона являются региональные инновационные площадки.
Институт определен региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры, объединяющей в 2017 году 81 региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций региона. Их деятельность направлена на реализацию проектов по 54 темам, которые непосредственно связаны с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях и определяются преимущественно задачами, стоящими перед системой образования региона. Институт выступает в качестве куратора деятельности 52 РИП. В 2017 году 22 из них завершили свою работу, подготовив продукт, который смогут использовать в своей работе и другие образовательные организации.
Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность по одному или нескольким направлениям, имеющим значение для решения перспективных задач развития образования региона. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение новаторских элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм, методов обучения, образовательных программ.
При выборе направления инновационной деятельности образовательной организацией учитываются: имеющийся опыт практической реализации инновационных проектов; значимость инновационной программы для развития регионального образования; соответствие имеющейся у организации ресурсной базы целям инновационной программы; перспективы поиска социальных партнеров для обеспечения эффективности реализации инновационной программы; возможности для трансляции результатов инновационной работы.
Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов. Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса.
Результаты деятельности площадок получают распространение на областном и федеральном уровнях.
При реализации ФГОС используются ресурсы двух федеральных инновационных площадок на базе областных образовательных организаций.
ИРО Кировской области является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования.
Участие в формировании инновационной инфраструктуры в области образования является одной из важнейших и перспективных задач Института развития образования Кировской области.
Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.

Одним из основных видов деятельности Института является научная и инновационная работа.
Направления научной и инновационной работы в 2016 году:
научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
развитие инновационно-проектной деятельности Института во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств;
развитие  инновационной деятельности образовательных организаций региона;
мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования  региона.
В рамках научной и инновационной работы сотрудниками Института решались следующие задачи:
1. Создание условий для научно-профессионального роста ППС Института;
2. Сопровождение профессионального развития педагогических кадров  и повышения качества образования в регионе.
3. Обеспечения научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях внедрения ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего и среднего профессионального образования.
4. Научное обоснование и разработка технологических решений актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение внутренней системы оценки качества образования; поддержка ОО, работающих в различных социальных условиях; научно-методическое сопровождение детей с особыми образовательными возможностями; развитие и внедрение практик инклюзивного образования в регионе; сопровождение школьных служб примирения; информационно-коммуникационное обеспечение деятельности образовательной системы региона и др.
5. Научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области.
6. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
7. Экспертное сопровождение образовательных программ и разработок педагогических работников.
8. Систематизация форм участия Института в деятельности профессиональных педагогических сообществ.
9. Обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.
10. Проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.).
По данным на конец 2016 года доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 60,5% от общего числа ППС. 
Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в институте работают 4 сотрудника. Предполагаемые сроки защиты 2018-2019 гг.
Одним из ключевых направлений деятельности руководства Института является создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития ППС, в том числе и повышение квалификации.
Приоритетными направлениями повышения квалификации для ППС являются: постоянное обновление теоретических и практических знаний сотрудников; совершенствование методических умений и навыков; овладение новыми педагогическими технологиями; приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы с педагогами; совершенствование педагогического мастерства и компетенций; получение преподавателями дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные задачи в системе образования региона.
Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Институте в условиях введения и реализации ФГОС были созданы условия для распространения инновационного опыта, выявления и изучения лучших образовательных практик, обмена идеями, находками, приемами работы посредством проведения конференций, фестивалей, семинаров, вебинаров, конкурсов, олимпиад и других видов мероприятий.
За 2016 год кафедрами Института подготовлено и проведено 141 мероприятие:
Всероссийская неделя инклюзивного образования, а также мероприятия областного и межрегионального уровней:
6 научно-практических конференций
46 семинаров
7 форумов, фестивалей, чтений
26 вебинаров
39 конкурсов, олимпиад
16 других мероприятий
Проявляя заинтересованность вопросами сопровождения ФГОС и стремлением обменяться опытом в данном направлении, сотрудники Института приняли участие в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней, организованных другими учреждениями. Это 21 мероприятие международного уровня, 148 – всероссийского уровня и 46 – регионального уровня.
Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются  в виде научных и учебных изданий. В 2016 году кафедрами Института подготовлено и издано 80 наименований работ общим объемом 368 п.л. Общий тираж изданий составил 8142 экз.
Развитие системы оценки качества российского образования – одна из основных целей его модернизации. Большое внимание в Институте уделяется разработке инструментария и сопровождению оценочных процедур в ОО.
Сегодня особенно значимой стала работа по созданию и  совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях. Преподаватели Института разрабатывают технологии и инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что позволяет согласовать и организовать внутреннюю и внешнюю оценку качества образования в соответствии с требованиями современной системы оценивания.
В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2016 году на кафедрах Института функционировали 25 творческих лабораторий.
В Институте создан Консультационный пункт по научно-методическому сопровождению ФГОС всех уровней образования.
Одним из ресурсов реализации ФГОС является региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования, созданное в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и научно-методическом сопровождении ФГОС, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования.
Институт организует деятельность по сопровождению региональных проектов, таких как «Помощь школам, находящимся в сложных социальных условиях», «Школа молодого педагога», «Помощь школам, имеющим низкие образовательные результаты», «Взаимодействие образовательных организаций и учреждений культуры», «Проект по непрерывному агрообразованию»,  «Немецкий – первый второй иностранный», «Развитие служб медиации в ОО»,  «Сетевой образовательный проект «Авторская школа педагога»,  областной сетевой Интернет-проект «Читающий учитель – читающий ученик» и др.
Ориентация учреждений среднего профессионального образования на такие инновации, как появление новых перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50), разработка  и  обновление  федеральных  государственных образовательных  стандартов  с  учетом  требований  профессиональных стандартов, развитие моделей практикоориентированного  (дуального) обучения,  независимой  оценки  квалификаций выпускников  СПО,  итоговой  аттестации  в  формате  демонстрационного экзамена актуализируют потребность в комплексном научно-методическом сопровождении региональной системы СПО.
Среди приоритетных направлений Института  сегодня выступает поиск и разработка новых форм и содержания профориентационной работы, разработка моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и дальнейшего сопровождения трудоустройства выпускников.
Для реализации инновационной и проектной деятельности в образовательных организациях  Институтом обновляется концепция работы с муниципальными методическими службами; организуется работа с административными командами образовательных организаций; посредством чего выявляются профессиональные дефициты педагогов области. Кафедры Института организуют тьюторское сопровождение педагогов, занимаются проектированием индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога.
В 2016 году Институт активно сотрудничал с организациями других регионов и зарубежных стран.
Международными партнерами Института являлись Международное сообщество педагогов «Образовательная галактика Intel», Международное сообщество учителей немецкого языка как иностранного,  Управление образования г. Гудаута р-ка Абхазия.
В течение 2016 года осуществлялось межрегиональное сотрудничество с 39 организациями из 7 субъектов РФ.
Проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связана с подготовкой педагогов к реализации нововведений.
Организационными компонентами инновационной структуры региона являются региональные инновационные площадки.
Институт определен региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры, объединяющей в 2016 году 77 региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций региона. Их деятельность направлена на реализацию проектов по 85 темам, которые непосредственно связаны с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях и определяются преимущественно задачами, стоящими перед системой образования региона. Институт выступает в качестве куратора деятельности 51 РИП. В 2016 году 17 из них завершили свою работу, подготовив продукт, который смогут использовать в своей работе и другие образовательные организации.
Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность по одному или нескольким направлениям, имеющим значение для решения перспективных задач развития образования региона. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение новаторских элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм, методов обучения, образовательных программ.
При выборе направления инновационной деятельности образовательной организацией учитываются: имеющийся опыт практической реализации инновационных проектов; значимость инновационной программы для развития регионального образования; соответствие имеющейся у организации ресурсной базы целям инновационной программы; перспективы поиска социальных партнеров для обеспечения эффективности реализации инновационной программы; возможности для трансляции результатов инновационной работы.
Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов. Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса.
Результаты деятельности площадок получают распространение на областном и федеральном уровнях.
При реализации ФГОС используются ресурсы двух федеральных инновационных площадок на базе областных образовательных организаций по темам: «Формирование образовательного пространства, способствующего наиболее полному удовлетворению индивидуальных интеллектуально творческих потребностей обучающихся» и «Модульно-компетентностный подход как основа дуального образования при подготовке квалифицированных рабочих».
ИРО Кировской области является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования  по темам: «Психолого-медико-социальный центр как системообразующий фактор психологической службы образования», «Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие».
Участие в формировании инновационной инфраструктуры в области образования является одной из важнейших и перспективных задач Института развития образования Кировской области.
Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.