Одной из составляющих системы оценки качества образования является система оценки образовательных достижений обучающихся, которая осуществляется как во внешней оценке качества результатов освоения основных образовательных программ, так и во внутренней.
Оценка метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) включает следующие мероприятия:
- диагностику достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД);
- оценку владения межпредметными понятиями по освоению обучающимися образовательных программ начального общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
Оценка результатов освоения обучающимися ООП НОО проводится во внешней и внутренней оценке качества образования. На основании анализа ФГОС НОО, ООП НОО, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин разработаны программы поэтапного формирования УУД каждого блока, определена и апробирована наиболее целесообразная последовательность логики формирования УУД. В данной логике выстроена система заданий для диагностики динамики формирования УУД обучающихся с 1 по 4 класс на надпредметном материале.
Оценка метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО включает следующие мероприятия:
- осуществление диагностики достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности УУД;
- оценка владения межпредметными понятиями по освоению обучающимися образовательных программ основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Внешняя (региональная) оценка метапредметных результатов для обучающихся 7 классов определяется на основе ФГОС ООШ. Работы составляются с учетом культурно-исторической специфики Кировской области, проводится для осуществления мониторинга реализации ФГОС ООШ и направлена на выявление уровня подготовки семиклассников. Работа позволяет осуществлять диагностику достижений метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности УУД и овладения межпредметными (метапредметными) понятиями.
Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) проводятся в соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, распоряжениями министерства образования Кировской области и позволяют осуществить диагностику достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, в том числе уровень сформированности УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных). Результаты ВПР могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по учебным предметам, для совершенствования методики преподавания предмета, для развития муниципальных и региональных систем образования.
Оценка метапредметных и предметных результатов освоения ООП СОО включает следующие мероприятия:
- осуществление диагностики достижений предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности УУД;
- оценка владения межпредметными понятиями по освоению обучающимися образовательных программ среднего общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).
ВПР проводятся в соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, распоряжениями министерства образования Кировской области и могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по учебным предметам, для совершенствования методики преподавания учебного предмета, для развития муниципальных и региональных систем образования.
Оценка результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам включает следующие мероприятия:
- анализ ресурсов образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на обеспечение инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях Кировской области;
- анализ результатов проведения мониторинга ресурсного обеспечения инклюзивного образования в Кировской области.
КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» осуществляется:
- анализ результатов ВПР и разработка методических рекомендаций;
- анализ результатов внешней оценки метапредметных результатов и разработка методических рекомендаций;
- анализ результатов основного государственного экзамена и разработка методических рекомендаций;
- анализ результатов единого государственного экзамена и разработка методических рекомендаций;
- анализ результатов итогового собеседования и разработка методических рекомендаций.
Педагогическим работникам региона предоставляется возможность прохождения курсов повышения квалификации, направленных на повышение качества образования, в рамках которых рассматривается система подготовки выпускников ко всем видам итоговой аттестации, вопросы формирования единых подходов к оцениванию ВПР по всем учебным предметам на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Все курсы для учителей-предметников и учителей начальных классов содержат модуль, направленный на обеспечение достижения объективности результатов оценивания ВПР.
В соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, распоряжениями министерства образования Кировской области по утвержденному графику министерством образования Кировской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, проводятся Национальные исследования качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования, а также анализируются их результаты.