Приёмная: (8332) 53-04-65
Адрес: 610046, г. Киров ул. Р. Ердякова, 23/2

Робототехника

Институт развития образования Кировской области на протяжении многих лет ведет работу с педагогами, активно развивающими и внедряющими образовательную и соревновательную робототехнику как актуальное направление, связанное с информатизацией современного общества.

Важным этапом научно-экспериментальной деятельности ИРО Кировской области стало присвоение институту статуса экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО).

На основании приказа ФГАУ ФИРО № 100 от 17 июня 2015г. в ИРО Кировской области (кафедра предметных областей) функционирует федеральная экспериментальная площадка по теме «Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном кластере «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие» и сетевая экспериментальная площадка ФГАУ ФИРО по теме «Накопление передовых образовательных практик и развитие сетевого взаимодействия в области образовательной робототехники и научно-технического творчества детей и молодежи».

Деловыми партнерами ИРО Кировской области в рамках сетевой экспериментальной площадки являются Лаборатория интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ инновационного центра Сколково, ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок», Федеральный центр технического творчества (ФЦТТУ) МГТУ СТАНКИН (г. Москва), ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия».

ИРО Кировской области также является ресурсным центром робототехники (РЦР) Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ инновационного центра Сколково«Сетевая лаборатория «РоботоЛАБ».

В 2016 г. на базе кафедры предметных областей впервые состоялись курсы повышения квалификации для педагогов, внедряющих робототехнику, в форме творческой лаборатории, результатом которой стала публикация учебно-методического пособия«Образовательная робототехника» для работников образования по вопросам интеграции робототехники и медиаобразования в условиях реализации ФГОС.

Пособие включает разработки уроков, методические рекомендации, дидактические материалы, примеры образовательных программ, проектов, миссий, технологические карты уроков с применением образовательной робототехники.

Материалы пособия разработаны с учетом экспериментальной работы в ИРО Кировской области ресурсного центра робототехники и федеральной экспериментальной площадки ФИРО по теме: «Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном кластере «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие».

Авторский коллектив: Кузьмина М.В., к.п.н., Пивоваров А.А., к.п.н., Мелехина С.И., к.п.н., Скурихина Ю.А, Чупраков Н.И., Гребенкин А.В., Зырянова В.В., Казакова И.Л., Киселев А.Г., Кокорина Н.А., Куликова Е.А., Куртеева А.В., КутергинА.Ю., Лобастова Н.В., Морданов А.А., Никулина Е.Ю., Орлова Н.Ч., Савельева Е.Н., Соколова И.С.

Два издания пособия в 2017 году приняли участие в конкурсах министерства культуры Кировской области и Кировской государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена «Гуманитарная книга», номинация «Народное образование. Педагогика» и «Вятская книга года» и стали победителями этих конкурсов. Учебно-методическое пособие «Образовательная робототехника» приобрели образовательные организации и педагоги более 50 регионов России, а также крупный интернет-магазин.

Кафедрой предметных областей проводятся областные семинары «Образовательная робототехника как составляющая технологий подготовки, учащихся в условиях реализации ФГОС»«Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России». Семинары проводятся и на базе региональных инновационных площадок, при участии ИРО Кировской области: в Лицее № 9 города Слободской по теме «Образовательная робототехника как ресурс формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся», в Вятском техническом лицее по теме «Робототехника как ресурс формирования метапредметных компетентностей обучающихся».

По итогам проведения в КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» областных семинаров и курсов повышения квалификации по образовательной робототехнике разработан электронный сборник методических материалов «Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России».

Коллектив авторов: Газин А.В., Гималетдинова К.Р., Гребенкин А.В., Заиченко Г.В., Зырянова В.В., Капустина А.В, Козлова К.В., Кузьмина М.В., Ладыгина Н.В., Пикалов В.А., Скурихина Ю.А., Солкин М.С., Томилина Г.А., Ульданов А.Н.

В числе мероприятий, проводимых по робототехнике в Кировской области: Межрегиональный фестиваль «РоботоБУМ», региональный этап чемпионата WordSkills по компетенции «Робототехника, областной этап олимпиады «Робофест», региональные соревнования «РобоКот», «РобоBest», областной фестиваль робототехники для обучающихся 1-4 классов и другие. Победители областных соревнований представляют Кировскую область на Федеральном уровне: на Всероссийском фестивале «Технопарк юных» в Федеральном центре технического творчества (ФЦТТУ ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН», г. Москва) и на Всероссийской конференции «РоботоБУМ» в МДЦ «Артек».

Педагоги обобщают опыт работы Кировской области по робототехнике на Всероссийской конференции «Технологический вектор в развитии образования» в Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ инновационного центра Сколково и конференции ИРО Кировской области по теме «Инновационные процессы в физико-математическом и информационно-технологическом образовании».

Областные и межрегиональные мероприятия по робототехнике проводятся как в ИРО Кировской области, так и на базе Региональных инновационных и базовых площадок института (МОАУ ЛИнТех № 28, КОГОАУ ВТЛ, МОАУ ДО СЮТ г. Кирова, МОАУ СОШ № 45 г. Кирова и других). В 2017 году по итогам работы региональной инновационной площадки ИРО Кировской области, КОГОАУ «Вятский технический лицей», разработан электронный сборник методических материалов «Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России».

Коллектив авторов: Булатов А.А., Гребенкин А.В., Ковардакова Л.В. Кузьмина М.В., Мясникова Е.В., Томилина Г.А.

Педагоги более 30 регионов России прошли обучение в течение двух лет на курсах повышения квалификации ИРО Кировской области по теме «Соревновательная и образовательная робототехника». Курсы ежегодно проводятся на базе Кванториума станции юных техников города Сочи, при поддержке Управления образования города Сочи. Курсовая подготовка включает очные занятия и самостоятельную работу слушателей в объеме 108 часов. В ходе обучения ведется подготовка к успешному участию в мероприятиях WRO, РобоФест, РобоФинист, ИКАРенок, ИКАР и других для преподавателей, занимающихся робототехникой. Педагоги, начинающие изучение данного направления, знакомятся с образовательной робототехникой, организацией проектной и исследовательской работы, использованием робототехнических конструкторов на уроках и во внеурочной деятельности.

В 2018 году кафедрой предметных областей проводятся курсы по теме «Образовательная и соревновательная робототехника в условиях реализации ФГОС» в форме творческой лаборатории. Итогом курсовой работы станет сборник методических материалов, рабочих программ по робототехнике.

Нормативно-правовая база развития робототехники в регионе включает ряд нормативных документов:

1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

2.  Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

4.      Концепция развития образования на 2016-2020гг. № 2765-р от 29.12.2014г.

5.      Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 года № 1726-р.

6.      Концепция региональной информатизации от 29.12.2014 года № 2764-р.

7.      Концепция развития математического образования в РФ № 2506-р от 24.12.2013г.

8.      Концепция развития образовательной робототехники и непрерывного IT-образования в РФ № 172-Р от 01.10.2014г.

9.  Госпрограмма РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.». утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р.

10. Госпрограмма РФ «Информационное общество» 2011-2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 10.02.2017).

11. Комплексная программа «Развитие образовательной робототехники и непрерывного IT-образования» утв. АНО «Агентство инновационного развития» № 172-Р от 01.10.2014г.

12. «Национальная технологическая инициатива» – программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

13. Региональная целевая программа развития образования Кировской области.

14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 года № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

15. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р.

16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

17. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р.

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

21. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».